Какие шины предпочесть зимой: зимние, летние, всесезонные? Личные вкусы вынесем за скобки: поинтересуемся требованиями законодательства…
По традиции зима в нашу страну приходит неожиданно. Тем не менее она приходит. Приходит всегда. А вместе с ней из года в год — и очереди в шиномонтажи на переобувку. Тех немногочисленных водителей, которые круглый год предпочитают ездить на летних или так называемых «всесезонных» (в кавычках, так как всесезонность — это не более чем маркетинговый ход) шинах, в этом году взбаламутили новостью о том, что якобы теперь зимние шины стали обязательными для всех автомобилей. Действительно ли это так? Ответ, как ни странно, неоднозначен.
Дело в том, что шина с маркировкой М+S, M&S, M S считается непригодной для использования, если остаточная глубина рисунка протектора не превышает 4 мм. Правда, есть оговорка о том, что это требование касается случаев эксплуатации шины «на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии». Если не вдаваться в юридические тонкости формулировки, то главное — запомнить, что техрегламент требует, чтобы в зимние месяцы машины передвигались только на зимних шинах, причем изношенных менее критического уровня.
А что же грозит тем, кто это требование не выполнил? Оказывается, ничего. Дело в том, что Кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за несоблюдение требований не техрегламента, а «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Ну, а тут содержатся требования лишь к остаточной высоте рисунка протектора зимних шин. Но при этом ничего не говорят об обязательности их использования. Таким образом, сотрудники ГИБДД наказать могут только в том случае, если установленные зимние шины изношены сверх меры.
Напомним также и иные требования «Основных положений», за невыполнение которых грозит штраф 500 рублей (если повезет, то предупреждение). Так, на одну ось нельзя устанавливать «шины различных размеров» . Это касается любых колес (как зимних, так и летних) и призвано обеспечить одинаковый коэффициент сцепления колес одной оси с покрытием. Тем не менее на скользком покрытии также важно, чтобы коэффициент сцепления разных осей также был примерно одинаковым, в связи с чем «Основные положения» под угрозой ответственности требуют, чтобы все зимние колеса были одного типа: либо все четыре ошипованные, либо неошипованные.
И не забудьте: если используете шины с шипами, сзади на автомобиль необходимо наклеить соответствующий опознавательный знак в виде буквы «Ш» в треугольнике.
В период массовой переобувки нелишним будет вспомнить и об общих требованиях, которые касаются как зимних, так и летних колес. Так, под угрозой штрафа запрещено эксплуатировать машину с поврежденными шинами, у которых расслоился протектор, обнажился корд и тому подобное. Перед монтажом стоит проверить и диски на наличие трещин и деформаций, а также комплектность всех болтов или гаек, которыми крепятся колеса.
Шинные санкции: а как у них?
Шины какого типа выбрать, «липучки» или «шиповки», в России — личное дело водителя. Однако, если вы зимой планируете поездку за пределы нашей страны, стоит принять во внимание особенности законодательств ряда государств в отношении использования сезонных шин.
Например, в Скандинавских странах и Прибалтике зимние колеса обязательны как минимум с 1 ноября по 1 апреля. Тип шин не оговаривается, однако, например, в Финляндии имеются особенности зимнего содержания отдельных категорий дорог, которые полностью от снега не очищают, а укатывают его до твердого состояния и засыпают гранитной крошкой. В таких условиях ошипованные покрышки более предпочтительны.
Однако если вы планируете путешествие сразу по нескольким странам Европы, то учтите, что в частности в Германии использование шипованных шин запрещено, что вызвано исключительно заботой о национальном достоянии этой страны — дорогах. Штраф за невыполнение запрета довольно ощутим, к тому же за время поездки может быть наложен не один раз.
В некоторых горных регионах Швейцарии или Австрии может потребоваться использование цепей противоскольжения. Чтобы не попасть в непредвиденную ситуацию, этот вопрос лучше прояснить перед поездкой. Помочь в этом могут посольства планируемых к посещению государств, а также всезнающий интернет.